четверг, 3 октября 2013 г.

Спутник Космос-14

Название       Космос-14
Тип     Омега, № 1
Назначение   технологический спутник, метеорологический
Заказчик       Академия наук СССР
Производитель        НПП ВНИИЭМ
Запуск                       13 апреля 1963 11:02:00 UTC
Ракета-носитель     «Космос 63С1»
Стартовая площадка                    Капустин Яр, «Маяк-2»
Сход с орбиты         29 августа 1963
Технические характеристики
Масса            300 кг
Размеры        1,8×1,2 м
Источники питания           солнечные батареи
NSSDC ID     1963-010A
SCN    00567
Элементы орбиты
Эксцентриситет      0.01353
Наклонение  48°95'
Период обращения 92,1 минут
Апоцентр      512 км
Перицентр    265 км
Сообщение ТАСС
13 апреля 1963 года в Советском Союзе произведен очередной запуск искусственного спутника Земли «Космос-14». На борту спутника установлена научная аппаратура, предназначенная для продолжения исследований космического пространства в соответствии с программой, объявленной ТАСС 16 марта 1962 года. Спутник выведен на орбиту с параметрами:
– начальный период обращения 92,1 минуты,
– максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 512 километров,
– минимальное расстояние (в перигее) — 265 километров,
– угол наклонения орбиты к плоскости экватора 48 градусов 57 минут.
Кроме научной аппаратуры, на спутнике имеются:
– радиопередатчик, работающий на частоте 20,004 мегагерц;
– радиосистема для точного измерения элементов орбиты;
– радиотелеметрическая система для передачи на Землю данных о работе приборов и научной аппаратуры.
Установленная на спутнике аппаратура работает нормально.
Координационно-вычислительный центр ведет обработку полученной информации.
«Правда», 14 апреля 1963 г.

«Космос-14» (Омега №1) — советский экспериментальный спутник серии космических аппаратов «Космос». Космический аппарат «Омега» был разработан во «Всесоюзном научно-исследовательском институте электромеханики». Он представлял собой космическую электротехническую лабораторию. Целью полёта этой «лабораторий» являлось исследование основных электромеханических систем в условиях космического полёта, а также проведение метеорологических исследований.

«Космос-14» имел очень широкую возможность ориентации и стабилизации в пространстве. На спутнике была установлена трехосная система ориентации и стабилизации, которая позволяла ориентировать данный космический летательный аппарат и с помощью теплового пеленгатора (построителя местной вертикали) и одновременно на Солнце при применении соответствующих датчиков. Указанная система, использующая разработанные для этой цели электродвигатели и маховики для стабилизации спутника, а также системы магнитной разрядки, что позволяло экономить топливо. В полете был исследован режим «закрутки» всего спутника вместе с раскрытыми солнечными батареями вокруг оси, ориентированной на Солнце с помощью электродвигателей-маховиков. При этом солнечные батареи были жестко закреплены относительно корпуса спутника.

Исследование в орбитальном полете дало возможность оценить отдельные компоненты сопротивления окружающей среды при движении спутника. Было установлено, что из всех внешних возмущающих сил: аэродинамических, гравитационных, светового давления, воздействия метеорной пыли, магнитных и плазменных воздействий наибольшее значение имеют силы аэродинамические и гравитационные. Кроме того, оказалось, что электрические машины с относительно большой массой ротора в условиях невесомости работают более надежно, чем на Земле. Это подтвердилось на последующих спутниках, снабженных электрическими двигателями довольно больших размеров, а именно на спутниках «Молния» и «Метеор».

Оборудование, предназначенное для мониторинга, получало электроэнергию от солнечных панелей и химических батарей.

Впервые в космической практике на спутнике «Космос-14» были исследованы:
– принципы построения трехосной системы ориентации и стабилизации искусственных спутников;
– преобразования солнечной энергии в электрическую с помощью кремниевых полупроводниковых фотопреобразователей (при длительной ориентации солнечных батарей на Солнце);
– работоспособность аппаратуры при повышенных температурах и методы терморегулирования.

Результаты летно-конструкторских испытаний были использованы при конструировании космических аппаратов типа «Метеор».

Вернуться на Космос

Комментариев нет:

Отправить комментарий